Игры на Глазе Льва.
Вкратце о самой карте. Карта состоит из группы островов, при этом пять островов имеют по одной стране и центральный остров имеет 4 страны. На данной карте, как и вообще на «проливных» хорошо работают левиафаны, т. к. они хорошо простреливают острова. Кроме того, на данной карте чаще всего целесообразно не входить сразу же, так как все страны одного размера, и силы партизан вместе с помощью вскрытия соседней страны могут даже в нейтральной стране уничтожить войска вторжения. Тем более если это будет не нейтрал, а страна противника. Поэтому часто первое вскрытие носит выжидательный характер, а вход выполняется уже после вскрытия второго союзника. Во-первых, вход силами двух союзников практически на 100% удачен, во-вторых на второй ход уже более или менее становится понятной общая картина.
В игре с Алексом моя основная мишень — тройка Нецция. Все мои страны достаточно близко от нее. Единственный ее минус — то, что она островная. Страны на центральном острове более ценные. Оторванная тройка Чампаньяк меня не беспокоит — по своему положению она очень редко подвергается атаке. Тройка на центральном острове тоже сидит достаточно прочно — при атаке из любой соседней страны я смогу использовать свои островные тройки. У Риллаз положение двоякое. С одной стороны она ближе всего к нейтралам, с другой стороны ее западный берег пригоден для высадки всего в двух точках, а восток можно прикрыть флотом. Поэтому и начинаем мы со вскрытия Риллаза на флот на восточном берегу. Основная идея — следующим ходом вскрыть Даргхар на вторжение в Неццию. Потом уже удар из Чампаньяка по Меггиддо или в Неццию.
Но следующий ход Алекса настораживает. Зачем он вскрылся там? Возникает подозрение, что он сконцентрирован именно на востоке. Очень даже возможно, что Карабад — его, а может даже и Акуалимпия. Поэтому мы меняем концепцию удара — по суше против Карабадда. Набор юнитов — защитно-атакующий. Если эта страна действительно его и он вскроется — то у нас готова линия обороны. Если его, и не вскроется — мы парализуем его страну, если это все же нейтрал, а левиафан покупался с выжидательно-оборонительной целью — то есть шанс побороться на равных. Кроме того, у нас есть и запасной вариант — положение морского транспорта позволяет войти и в Неццию. А голиафы на транспорте могут быть переброшены и к северной границе.
Следующий ход Алекса показывает, что либо Акуалимпия — нейтрал, в которую он хочет войти, и тогда его либо Мегиддо, либо Карабадд. Но шансы на Карабадд выше — иначе флот брался бы севернее. Либо как раз Акуалимпия — его, а он ждет моего входа в ловушку Карабадда. Что делать? Тут уже действует правило «замахнулся — бей». И мы максимально аккуратно и осторожно (помним — даже если Карабадд не его, он может быть ловушкой от Акуалимпии!) входим в Карабадд. Войска Чампаньяка готовы ударить по Меггиддо — если он вскроется там, или готовы через промежуточный транспорт приплыть в гущу боя. И вот враг входит в Акуалимпию, вскрывает Карабадд.
Дальнейшее развите событий — наступление в Карабадд обойдется слишком дорого, все, что мы делаем — блокируем его. Алекс компенсировал потерю дохода в Карабадде захватом Акуалимпии, и дальнейшая борьба идет за контроль над Меггидо. После его захвата происходит обмен: я захватываю Неццию, а Алекс отбивает Карабадд, однако дальше продвинутся, не может. Игру решает захват Акуалимпии.
С Гуу ситуация отличается. Его первый ход — чистый флот. Тут есть два варианта — либо это выжидательный ход, либо он готовится к удару по Акулимпии. Поскольку из соседних с ней стран Мегиддо и Тарзания - мои, то тогда может быть Карабадд его. Или Акуалимпия.
Моя страна на центральном острове сидит хорошо — одна граница узкая и лесистая, другая близка к союзнику. У Нецции положение более слабое, но достаточно неплохое. Хуже всего расположена Тарзания — хоть и остров, но никого рядом.
С точки же зрения расположения моих стран, логично атаковать и захватывать либо Дагхар, либо Риллаз. Теоретически можно бы и направиться в Карабадд, но у него нет никаких плюсов перед другими вариантами, а вот минус есть — новенький флот Гуу к нему намного ближе. С учетом предыдущего варианта, Карабадд лучше не трогать, но желательно контролировать. Также как и в предыдущей игре, вскрываемся левиафаном с транспортом в более уязвимой стране. Кстати, то, что левиафан стоит именно там, не говорит, о том, что я собрался напасть именно на Риллаз. Например в предыдущей игре, Алекс поставил левиафан точно в той же точке. Все объясняется проще, без теории заговора: такое расположение левиафана оптимально если мы собираемся плыть на запад, огибая центральный остров с юга вне зависимости от того, кого именно мы там будем атаковать. Мне надо идти на соединение, и именно так он и закуплен.
Следующее вскрытие Гуу еще интереснее — еще один флот на краю карты. Где третий союзник Гуу — непонятно. Это может быть и Акуалимпия — тогда понятно, зачем нужны флоты — они защищают каждый фланг Акуалимпии. А может это и любая из тройки стран — Карабадд, Дагхар, Риллаз. Тогда Гуу вскрывается так, потому что не знает, что делать с этим последним союзником и вскрывает пока надежные, но отдаленные острова, выжидая, когда я покажу свои карты.
Мы вскрываемся в Нецции максимально гибко. Имеется возможность как войти в Дагхар, так и в Риллаз. Потенциально мы можем войти даже в Карабадд, хотя этот вариант мы сразу посчитали нежелательным. И теперь мы ждем. Или он вскроется — и мы нанесем уже адресный удар, зная всех союзников противника, или еще подождет — тогда потеряет темп.
По поводу того, что вертолет влетает в столицу именно Риллаза, а не Дагхара. Поставить вертолет так, чтобы он влетал куда угодно — невозможно. Покупать два вертолета — нецелесообразно, морской транспорт универсальнее — нам нужно наладить переброску войск по морю.
Сам по себе влет в этой ситуации имеет смысл как раз против нейтрала. Поскольку Гуу сейчас будет вскрывать свою страну, влет в столицу ему не страшен вообще — это парируется всего одной лавкой. А вот в нейтрале сразу захватить столицу — значит взять страну на один ход раньше. Я как раз исходил больше из того, что Риллаз — нейтрал, а Дагхар — возможный секрет. Дело в том, что Дагхар лучше защищаем от планируемой атаки с моря, и может быть вскрыт более активно. Мы конечно сможем ударить ему в спину из Дагхара, но войска на юге будут простаивать. Тогда нам нужен альтернативный план для них на этот случай - удар по Риллазу. Ну а если будет вскрыт Риллаз, то его широкая береговая полоса заставить его вскрывать чисто оборонительно, что полностью отдаст инициативу в наши руки.
Так что с вертолетом я как раз таки не угадал. После пассивно-оборонительного вскрытия Гуу мне пришлось на ход отложить вторжение в Риллаз, чтобы все же влететь в столицу нейтрала. Хотя и не без пользы — попугал Гуу влетом, потом влетел в Дагхар. Что кстати, характерно — я до конца игры так и не вошел в Риллаз. Почему-то это Лерой описывает, как отказ от атаки на нейтрала в пользу атаки на секрета Гуу.
Весь бой шел на центральном острове, где я вначале захватил нейтрала, а потом защищал как свою страну от вторжения, так и нейтрала, в которого вошел Гуу.
Проигрыш Гуу в этой игре — не результат каких-то коварных планов с моей стороны, а очень пассивное расскрытие стран Гуу. Две из них пошли на флот, который несколько ходов ничего не делал, просто плавал, да и дальше от него было не особо много пользы. А третья — ушла в глухую оборону. В итоге в наземных силах Гуу оказался очень слаб и я его достаточно просто выбил с центрального острова. С другой стороны, это напрямую вызвано его раскладом — все страны островные, оторванные друг от друга.
Я не могу сказать, что у меня был прямо таки отличный расклад, но на фоне расклада Гуу — он был просто сказкой.
Как видим, две абсолютно разные игры. Было бы странно, если бы в них у меня была одинаковая стратегия.
ЛеРой пишет, что стратегия в этих играх разная и различие вызвано именно знанием секретов противника. Я скажу, что разница в стратегии вызвана прежде всего разницей в расположении моих союзников и действиях противника на первых ходах. В игре с Гуу, все мои страны оторваны друг от друга, с Алексом — две страны близко, другая оторвана. С Гуу я хожу вторым, с Алексом — первым. Наконец уровень и стиль игры Алекса отличается от Гуу. Не бывает одного правила, всегда верного. В каждой игре уникальный расклад стран, уникальные действия противника, да противник разный попадается. Даже более того, я сам меняю свою игру от игры к игре. Каждая выигранная, а в особенности проигранная игра что-то меняет и в моей стратегии.